"УЧЕБКА - КУРС МОЛОДОГО БОЙЦА" (МР3- файлы своими руками)
Все-таки стоит воздать хвалу здоровому чувству голода, ибо, влекомый этим древним рефлексом, зловредный сисадмин наконец-то покидает свои прокуренные чертоги, отправляясь в ближайший буфет на поиски хлеба насущного. А сколь прекрасен тот миг, когда усталые родители отбывают в объятия Морфея и, прекратив дозволенные речи о вреде долгосидения у монитора, наконец-то оставляют в ночи свое любознательное чадо. . И вы - вот оно! - наконец-то уединяетесь со своей многострадальной машиной. Наступает желанная свобода, когда доступно все, а грядущий
счет за сетевое время кажется такой несущественной мелочью, что и думать
об этом как-то не хочется. Все это будет, но после: и гнусный доклад боссу
о перерасходе траффика, и разъяренный отец, потрясающий кулаками, но сейчас…
Теперь представим себе всю степень разочарования после прослушивания
с таким трудом добытой музкалки : качество воспроизведения на уровне пятой
копии кассеты МК-60 (помните, когда-то были такие носители?) И зачем,
спрашивается, для добывания этого «шедевра» были потрачены море нервов
и энная денежная сумма? Не проще ли (и намного дешевле) самим сделать
добротный и вполне приемлемый по качеству mp3 – файл, имея в наличии соответствующую
программу и исходный материал? Но для начала, Разработчиками формата МР3 (он же - MPEG Layer3, он же - Moving Picture Coding Experts Group) являются программисты немецкой фирмы «Fraunhofer IIS». Формат этот родился на свет не так уж давно (несколько лет назад) и был изначально задуман для передачи звука в сети Интернет (это теперь он стал «народным» форматом). За счет применения специальных алгоритмов кодирования, позволяющих «выбросить» из оригинального музыкального трека часть информации (этот процесс именуется квантованием), не воспринимаемой человеческим ухом, и был достигнут вполне демократичный размер сжимаемого файла при более-менее приличном качестве звучания: примерно одна минута воспроизведения стала занимать около 1 мегабайта при полосе пропускания (т.н. «битрейте») в 128 kbs. Правда, упаси вас Господь сказать что-либо хорощее об этом формате какому-нибудь “хайэндщику” (это такие люди, которые слышат звуки, которых в природе быть не может по определению - в лучшем случае рискуете получить ведро ледяного презрения, в худшем же вас ждет порка звуковым кабелем стоимостью в сотню долларов. Шутка.) Так уж сложилось, что большинство МР3-файлов, доступных
для скачивания, сделаны с битрейтом именно в 128 kbs, хотя уже не являются
редкостью битрейты от 192 kbs и выше. Правда, при повышении битрейта “вес”
файла увеличивается, но и качество звучания – тоже (хотя, смотря на чем
слушать). Например, при полосе пропускания, равной 320 kb в секунду, что
является максимальным показателем качества для данного формата, объем
mp3-файла может составить 20 Мб, что, согласитесь, в первом приближении
сопоставимо с массой файла исходного. Конечно же, никто не будет предлагать
жаждущим музыки интернетчикам таких гигантов: 7-8 мегабайт как максимум,
вот что можно найти и скачать с многочисленных музыкальных серверов как
у нас, так и у «них». И как бы там не было с новыми, более продвинутыми
форматами сжатия музыки, а mp3 так и останется в полном смысле этого слова
«народным» форматом. Честное слово, в силу своей консервативности мне
абсолютно не хочется переходить на новомодные примочки вроде PAC (perceptual
audio codec), Liquid Player, VQF и иже с ними. Да и не только мне... Таким
образом, панические слухи о скорой смерти mp3 будем считать несколько
преувеличенными. Итак, дано : обычный аудио-CD. Задача : перевести один или несколько треков с диска в удобоваримый формат mp3. Давайте не будем обсуждать юридические аспекты данной проблемы, ибо сказано на эту тему уже немало, а рассмотрим часть техническую. Класс программ, позволяющих производить конвертацию обычного аудиотрека в mp3, называется в просторечии «рипперами» (просьба не путать с рэпперами). Подобного софта существует довольно много, а некоторые программы этого касса, ко всему прочему, стоят «малую толику» американских денег, но как всегда, хотелось бы полной бесплатности программы, стабильной работы, да чтобы еще и в реестр особо не лезла, то бишь не требовала инсталляции. А поскольку, как известно, «свято место пусто не бывает», подобная софтина нашлась, скачалась, установилась и вполне прижилась на компъютере вашего покорного слуги. Программа называется «CDex», имеет порядковый номер версии 1.30 (релиз), и проживает на сайте автора программы Альберта Фабера (Albert L. Faber) по адресу http://www.cdex.n3.net/ . На момент написания этих строк была готова 9-я бета-подверсия версии 1.40, но и то, что было скачано несколько раньше, до сей поры работает вполне стабильно и качественно. Несомненные преимущества программы : - абсолютная бесплатность. Бери-не
хочу-все-кто-хочет. Приемы работы с программой довольно просты. Судите сами : берем искомый компакт с музыкой, ставим означенный в CD-привод и открываем программу: ![]() В главном окне программы по умолчанию выделены все треки, подготовленные программой к конвертации. Если есть желание перевести в МР3 только избранные дорожки, просто выделим нужные при помощи курсора, удерживая нажатой клавишу «Ctrl”. А чтобы наш файл получился чистеньким и гладким, как рождественский поросенок, давайте-ка зайдем в меню Опции – Настройки. На вкладке Файлы прикажем программе, куда складировать наши готовые «Recorded Tracks» : либо это папка «Output Files» самой программы, либо директория, заданная нами. А вот на вкладке Кодер остановимся более подробно. ![]() В окошке Кодер выбираем нужный нам тип этого самого «энкодера», благо их там заложено немало. По умолчанию нам предлагается Lame MP3 Encoder, который можно смело использовать в работе (хотя, сколько слушателей – столько и предпочтений в выборе кодека). Выбор величины минимального битрейта в Опциях кодера остается опять же за пользователем : если размещение МР3-файла не планируется на просторах Рунета, то можно рекомендовать эксперименты со значениями не ниже 160 kbs – вполне приемлемое качество звучания при сносном размере выходного файла. Максимальный битрейт можно выставить равным 320 kbs, но посмотрите на размер полученного файла… Что же касается манипуляций с CDDB (эта штуковина позволяет загружать данные о диске из Интернета, чтобы вместо безымянных треков появились названия альбома и песен), то…хм... а оно вам надо ? Скажите на милость, какие данные можно загрузить из Сети о компакте, к примеру, г-жи Салтыковой ? Следует сказать, что настройки программы по умолчанию уже ориентированы на оптимальные параметры кодирования, и ничего, кроме величины битрейта, в параметрах менять не стоит, разве что вручную вбить названия исполнителя и альбома, дабы наш скомпресованный файлик не остался под безликим именем «Track». После всех приготовлений можно нажимать кнопку «МР3» в правой части окна программы, тем самым запустив процесс кодирования, ход которого можно наблюдать как в отдельном окне: ![]() так и свернув окно программы в трей, чтобы заняться другими делами. Преобразование происходит в абсолютной тишине, поскольку отстутствует обращение системы к звуковой карте, а значит – меньше вероятность всевозможных досадных сбоев и ошибок. Разумеется, нет нужды постоянно следить за ходом процесса. Сам процесс перевода звуковой дорожки в mp3-файл занимает примерно столько же времени, сколько звучит сама композиция, а значит, можно легко предугадать момент окончания процесса. Программа производит кодирование строго по порядку, определенному пользователем: пока «Cdex» перерабатывает очередной трэк, мы можем прослушать то, что сия умная софтина для нас успела изготовить. Теперь о маленьком, но досадном недоразумении, которое имеет место быть при использовании этой программы под Windows 2000 и ХР. Не хочет «Cdex» просто так работать под этими версиями Виндов, кричит, ругается, и вообще ведет себя крайне непотребно. А нужно всего ничего: лишь скачать и установить ASPI (Advanced SCSI Programming Interface) - менеджер. Хотя ASPI-менеджер и предназначен для обслуживания SCSI-устройств, но вполне уживается и с IDE-устройствами, а в случае работы под Win2K/ХР он жизненно необходим для программ подобного класса. Скачиваем (http://www.3dnews.ru/documents/971/forceaspi17.zip) архив, распаковываем, и запускаем файл INSTASPI.BAT, полсе чего перегружаем систему, и с удвоенной силой радуемся тому, что CD-привод благополучно распознался, а программа перестала ругаться на нас из-за отсутствия этого небольшого, но весьма нужного «менеджера». Кстати, по вышеуказанной причине под 2000-ми Виндами не хотят работать и некоторые программы для записи CD. И еще об одной функции программы. «Cdex» умеет переводить
в МР3 не только аудиотреки с дисков, но и простые WAV-файлы (допустим,
напетые вами во время Дня Танкиста). Для этой процедуры достаточно воспользоваться
кнопкой «WAV-MP3», выбрать в открывшемся окне нужную папку с WAV-файлами,
и нажать на «Open». Если у вас есть талант певца, или же, к примеру, музыканта
(коими я, увы, не обладаю), то записав свои «нетленки» в WAV-файл, вы
без труда сможете перевести означенные в МР3, и гордо выставить в Интернете
на радость всей сетевой публике. И на закуску – об аналогах «Cdex». Первый, и, очевидно,
главный конкурент – это программа «AudioCatalyst» версии 2.1, детище фирмы
«Xing Technology Corporation» (http://www.xingtech.com/). PS: как всегда, этот выпуск рассылки вы сможете найти, скачать и прочитать uchebka и
|